Идеал еврейской жены как «жены радетельной» сформулирован в «Мишлей» («Книге Притчей») царя Шломо (Соломона):
Жену радетельную кто найдет?Намного выше жемчуга цена ее.Муж во всем полагается на нееИ не знает недостатка ни в чем.Все дни жизни приносит она ему благо – не зло.Она берет шерсть и лен, работают охотно руки ее.Подобна она купеческим судам, привозящим хлеб издалека.Встает затемно, чтобы приготовить еду,Задать работу по дому служанкам своим.Задумает купить участок земли – и сделает это;Своими руками разобьет в нем виноградник.Препоясана мощью, сильны руки ее.Чувствуя, что работа спорится,Не гасит светильник всю ночь.С веретеном в руках сидит за прялкою.Она протягивает руку бедному, подает нищему.Ее домочадцы не боятся стужи – все они одеты в теплые одежды.Она ткет для себя ковры,Одевается в виссон и пурпур.Знаменит муж ее,Он заседает со старейшинами у городских ворот.Она делает покрывала и продает их,Доставляет пояса торговцам.Облачается в силу и великолепие,Радостно смотрит в будущее.Слова мудрости на устах ееИ речи ее милосердны.Она следит за порядком в домеИ праздного хлеба не ест.Встают сыновья ее при виде ее,Чтобы воздать ей хвалу,Муж ее воспевает:«Многие жены жены добродетельны,Но ты превосходишь их всех!»Обманет миловидность, уйдет красота,Но Богобоязненная жена будет воспеваться.По трудам воздайте ей!Славьте у всех ворот деяния ее!
Эти слова, положенные на прекрасную, возвышенную мелодию неизвестным еврейским композитором, каждый религиозный еврей должен спеть своей жене в Субботу вечером. И из них отчетливо видно, какая огромная роль отводится женщине в еврейской семье.
Впрочем, признание за женщиной главенствующего положения не исключает и требования равноправия в семье: согласно классической еврейской поговорке, муж должен относиться к жене, как слуга к царице, а жена к мужу – как служанка по отношению к царю. То есть, любой, даже самый бедный еврейский дом, является своего рода царским дворцом, где каждый из супругов стремится угадать желания другого и услужить ему; здесь любые конфликты устраняются очень быстро, прежде всего, потому, что каждая из сторон ищет, в чем же именно заключается ее вина в семейной ссоре.